Вальдорфский детский сад

Группа вальдорфского детского сада

В чем суть вальдорфского подхода к воспитанию дошкольников и как работает этот подход в детском саду рассказывают педагоги Школы-сада «Путь зерна»

Первая важная цель нашей педагогики: помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество, в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, педагогов и всех остальных взрослых, окружающих ребенка, должны соединиться.

Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать все, что вздумается. Ребенок – индивидуальность, он уже приносит с собой определенные свойства, склонности и предрасположенности. Можно сказать, что главным практическим педагогическим принципом является точное наблюдение и действие, соответствующее обстоятельствам и натуре ребенка.

Когда ребенок приходит в мир, он полностью зависит от взрослых; он приходит с доверием, надеясь встретить помощь, любовь и заботу. Это необходимо для его здорового развития.

Нет у ребенка в первые годы большей задачи, чем расти. В период до семи лет не только растет все тело в целом, но особенно интенсивно формируются и настраиваются его отдельные органы. В этом возрасте закладывается основа здоровья на всю жизнь!

И самым существенным, определяющим в этом оказываются: те впечатления, которые окружают ребенка, и те возможности для его собственной деятельности, которые мы ему предоставляем.

Хотя ребенок после рождения беспомощен и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он этот мир осваивает: способность к подражанию и огромную силу воли.

Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубочайшее впечатление, но одновременно побуждает его впитанное повторить, воспроизвести самостоятельно. Именно таким образом ребенок осваивает основные человеческие умения – ходьбу, речь и мышление.

Подражание живет в ребенке как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание. Это означает, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером, поэтому их действия в своем стремлении должны быть осмысленными, красивыми и добрыми – то есть заслуживающими повторения.

Маленький ребенок – это волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, то готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать.

Мы должны предоставить широкие возможности ребенку для собственных опытов, не лишая его при этом своей заботы.

Ритмы

Прежде всего в детском саду мы стремимся ввести течение дня в правильный ритм, поскольку принцип примера и подражания может реализоваться только на основе ритма и повторения.
Наш день начинается в 8 ч. 30 мин. После общей встречи в кругу - завтрак. Затем происходит самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети свободно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы, а взрослые заняты деятельностью, необходимой для жизни группы. Это могут быть хозяйственные дела или рукоделие. Главное, чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой деятельной жизни.

Через действие, через собственный опыт дети учатся.

За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом или другое занятие в зависимости от дня недели: акварельная живопись, лепка воском, приготовление теста и лепка печенья, эвритмические занятия. Затем после небольшого фруктового завтрака мы идем гулять.

По возвращении, после совместных приготовлений к обеду и игры в кругу детям рассказывается сказка или показывается кукольный спектакль, затем они садятся обедать. Пообедав, в группе неполного дня в 13 ч. 30 мин. дети идут домой, а в группе со сном - ложатся спать.

После сна – полдник, игра или рукоделие, прогулка. В 17 часов приходят родители.
Каждый понедельник от завтрака до обеда у нас большая прогулка – поход в лес, где дети имеют редкую для городской жизни возможность реализовать свои основные потребности в настоящем движении, взаимодействии с живой природой и последовательных наблюдениях за течением ее жизни. Из естественного природного окружения ребенок черпает нужные для его развития жизненные силы.

Этот выработанный ритм повторяется каждый день и из недели в неделю.

Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют одна за другой повторяющиеся из года в год природные эпохи. Их содержание зависит от времени года и основных праздников и определяет виды деятельности, характерный набор игр, песен, сказок.

Разновозрастная группа

Еще одна из особенностей нашего сада – та, что в одной группе находятся дети разных возрастов: от трех до семи лет.

Около трех лет происходит осознание ребенком собственного «Я». Он начинает проявлять свой характер, свою волю. В то же время появляется потребность во взаимодействии с другими людьми. Поскольку ребенок учится всему через подражание, очень важно для него получить пример правильных социальных отношений.

Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с этим не было. У каждого члена семьи в зависимости от возраста были свои права и обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы социального поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.

Разновозрастная группа – живой социальный организм, большая семья. Как в настоящей семье здесь все в движении, развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, малыши постепенно становятся старшими и уже сами опекают маленьких.

Все, что окружает маленького ребенка, играет определенную роль в его развитии и росте вплоть до формирования его внутренних органов и их гармонизации. Немаловажным является и то помещение, где он проводит большое количество времени: его устройство, наполнение, цвет.
Поэтому мы стараемся организовать пространство групп так, чтобы пребывание ребенка там было благоприятно для физического и душевного развития.

Текст подготовила садовница Школы-сада «Путь зерна» Кира Бабич

Оригинал статьи на сайте 

Назад

Наверх