Вальдорфская студия для малышей

Вальдорфская педагогика стремится обучать и воспитывать ребенка с уважением и бережным отношениием к естественному развитию души и тела. Как работают вальдорфские педагоги, Вы можете прочитать в статье предоставленной нашему сайту Вальдорфской Школой-садом "Путь зерна". В ней рассказывается о том, как проходят занятиях в студии  для самых маленьких.

Студия – это маленький детский сад  для маленькой группы малышей, которые еще неразлучны с мамой. Полтора часа занятий – это время для игры и общения, рукоделия и хоровода, художественного творчества и сказки.

Жизнь каждой группы студии самобытна. Она строится каждым педагогом как на основе общих принципов вальдорфской дошкольной педагогической системы, так и исходя из собственных сил педагогической интуиции. И, конечно, личные качества играют не последнюю роль. Но есть нечто важное, что лежит в основе работы. Это задачи развития ребенка. Они определяют наполнение занятия, помогают расставить нужные акценты в той или иной деятельности, определить характер взаимодействия детей между собой и с взрослыми.

Главная задача развития в первые три года жизни – освоение и опытное познание предметного окружения, выстраивание связей, общения, взаимодействия с другими детьми и взрослыми.  Эта задача проходит красной нитью в разных частях занятия.
Занятие начинается с приветствия и завершается прощанием. Таким образом, дети могут увидеть всех пришедших, осмотреться в помещении, сконцентрироваться на занятии и осмысленно завершить его.

Организованные игры в кругу появляются в разных частях занятия и могут быть совершенно разными.  Это и тактильные игры у мам на коленях  – для самых маленьких, жестовые игры сидя на стульчиках и в движении,  хороводные музыкально-ритмические игры, игры с правилом в кругу. Тактильные и жестовые позволяют малышу, подражая взрослому, в концентрированном виде воспринимать самих себя в собственном теле, всё более осознанно управлять им. В тактильно-двигательных играх ребенок может чувствовать поверхность своего тела,  осознавать взаиморасположение частей тела. Такие игры создают богатые возможности для развития сложных видов движения, упражняют равновесие, зрительно-пространственное восприятие.  Развитие телесного самовосприятия является важнейшей основой для развития самосознания.

Игры с правилами совсем просты - «По небу солнце ходит, и в домики заходит» , «Медвежонок-лежебока», «Птички и сова»  и другие. Управляющим элементом выступает,  конечно, взрослый. Но при всей простоте и условном участии ребенка они имеют особое значение в общем круге деятельности. Эти игры согревают общение в группе, позволяют развить понимание условности действий, следовать правилу, очередности и, подражая, учиться в игру играть.

Значительное место занимает свободная игра детей. Малыши поначалу осваивают пространство, игровые материалы и игрушки вместе с мамой, а затем могут находить себе место и дело всё более самостоятельно. Малышам-двухлеткам предоставляется возможность играть и заниматься с различными игровыми материалами, строить, возить – в свободной игре исследуя их свойства. Дети постарше постепенно учатся создавать сюжетную игру – на ковре с маленькими персонажами, в кукольном доме под шатром или других возведенных постройках.  Свободная игра предоставляет возможность и дает импульс для развития различных видов самостоятельной деятельности, общения, воображения.  Многочисленные и разнообразные материалы – пеньки и коряжки, камушки, каштаны, шишки предоставляют широкий простор для развития основ представления  – этого важного качества мышления. Способность вообразить корягу норой, камушек – кусочком мыла, молотком или крышей маленького домика, а  самого себя –  мамой, путешественником или пилотом самолета развивает гибкость мышления, упражняет качество  воспоминания, умение удерживать образ и самого себя в нем,  и закладывает основы   произвольного поведения.

У взрослых в это время  есть собственные занятия – изготовление игрушек для малышей, пение, подготовка для общего с детьми рукоделия.

Художественный труд и рукоделие – еще одна важная часть занятия. Многообразие материалов в течение года неисчерпаемо: это краски, пчелиный воск, различные виды бумаги, плоды, травы  и крупы, овечья  шерсть, дерево, ткани и. т.п. Создание некоторого самостоятельного изделия для малышей становится важным только на пятом году жизни. Поэтому мы рассматриваем ручной труд как знакомство с различными материалами, их свойствами и характером. Без мамы не обойтись – это она берется за работу, а малыш помогает. Рисует красками своей кистью, а нанизывает ягодки маминой иголкой с маминой рукой, и т.д. 

Завершает занятие кукольный спектакль- сказка. Она случается на столе, на полу или на коленях у ведущего. Не так-то просто смотреть и слушать, сопереживать событиям и не помогать ручками. Для этого нужен особый настрой.  Место расположения сказки особое, до поры она накрыта тканью и из нее ничего не уходит в игру. Это правило малыши усваивают довольно быстро. А вот тихо слушать сказку совсем не просто. Поэтому ее сопровождает  особый ритуал. Это может быть игра на металлофоне в начале, золотые капельки розового масла на ладошки, а может быть жестовая игра. Такое действие помогает сконцентрироваться на особом действии и тишине.

В завершении сказки – общее прощание. Дети  и взрослые покидают группу, не задерживаясь,  унося с собой впечатление завершенного события. Спокойное одевание позволяет не расплескать этот целебный напиток.

Распорядок занятий следует законам восприятия детей и длительности внимания в этом возрасте. Сосредоточение на ведущем взрослом чередуется с самостоятельной активностью, время общих дел с родителями – с самостоятельной отдельностью в своих, детских  делах. Уборка и подготовка пространства для следующего дела – важный элемент занятия.  Это упорядочивает сознание, в совместном действии намечает зоны самостоятельности,  позволяет гармонично переключиться между различными видами деятельности.

Взаимодействие взрослых и малышей доброжелательно, строится на основе детского стремления подражать действиям и настроению взрослых. Таким образом, дети имеют возможность осваивать разные навыки, развивать свою самостоятельность в различных делах от простого к всё более сложному, учиться общению и взаимодействию. Конечно, это обстоятельство накладывает особую ответственность на присутствующих в группе взрослых …  Развитие речи и навыков самообслуживания, игра и работа, питание волевых импульсов ребенка – всё это управляется прежде всего силой подражания, а уж потом речью взрослых.

Художественно-эстетический импульс исходит не только из различных видов работ, но  и из оформления помещения.

Устройство помещения позволяет принять группу из 6 – 8  детей с родителями.  Организация пространства студии предоставляет возможность изменять и преобразовывать его в зависимости от задач и возраста детей,  вида деятельности в течение занятия, событий в группе в течение года. Наличие неизменных игровых зон и возможность преобразования пространства создает уверенность в неизменности и своих возможностях создавать необходимое.

Содержание занятий ориентируется на детей от 1г.8м. до 4лет. Этому соответствуют  игровые материалы,   материалы и инструменты для рукоделия и ремесла, мебель, музыкальные инструменты. И конечно, квалификация педагогов.

При формировании группы для нас важно  учитывать не только возраст детей, но и задачи их развития в данное время. Ключевая задача работы – вместе с родителями помогать ребенку развиваться, проходить кризисы и открывать возможности расти.  Для этого в маленьком сообществе важно равновесие и взаимопонимание среди взрослых, целительно действующее на каждого малыша.

В студию приходит семья, поэтому и знакомимся мы с семьей – малышом и его родителями. Знакомство-собеседование имеет своей задачей поближе познакомиться, определить направления ближайшего развития ребенка,  прояснить вопросы и затруднения, возникающие у родителей. Для более содержательного общения нам помогает анкета «История развития ребенка в семье»,которую родители заполняют дома до встречи (желательно это делать вместе, многое интересное вспоминается и подмечается с позиций папы и мамы). Бабушки, дедушки и няни – это только помощники. Родители строят стратегию жизни семьи и воспитания детей, поэтому в главных событиях должны быть они. А студия – этот первый социальный опыт детей, несомненно, важное время для совместного проживания.

Мы предполагаем, что занятия дают импульс для оживления домашней жизни. Они предваряют и подготавливают переход ребенка в детский сад. Хотите ли, готовы ли Вы идти этим путем и вести по нему Вашего сына или дочь? Прожив год в студии вместе с ее праздниками и буднями, трудами и каникулами, родительскими вечерами и личностным ростом Вы сможете точно для себя решить, направляться ли в вальдорфский детский сад или это слишком хлопотно…

Мы придерживаемся принципа стабильности состава группы. Поэтому предлагаем сначала посетить гостевое занятие, чтобы посмотреть друг на друга. Понять подходит ли семье образ жизни, предлагаемый студией. После 1-2 встреч при взаимном согласии малыш с семьей зачисляется в группу на предстоящий учебный год.

http://putzerna.ru/studiya.html

Назад

Наверх