Ваш ребенок плохо спит? Детские сны – что делать, если они беспокоят

Иногда наши дети видят сны. А иногда сны их тревожат. Беспокойство ребенка во сне, особенно если оно повторяется – как минимум повод для разговора. Или игры. Или изменений.

 

Зачем нам сны?

Считается, что сны видят все люди – и взрослые и малыши, и мечтатели и реалисты... Ученые полагают, что большинство людей просто не запоминают увиденное, а потому могут утверждать, что снов не видят. Для психологов сны могут быть богатейшим материалом для работы. Ведь они часто являются отражением актуальных бессознательных процессов, того неотработанного, беспокоящего, что накопилось за день. Посредством сна психолог вместе с клиентом могут пройти в центр проблемной ситуации наиболее прямым путем. Это облегчит процесс и сэкономит время «хождения вокруг да около».

«Сонные» истории можно использовать как ответы на значимые жизненные вопросы, как метафоричные послания человеку (что-то вроде «весточки из бессознательного»).

Во сне также происходит своеобразная перезагрузка организма. Решаются многие проблемы, которые возникли днем. Не зря Менделеев столько бился над стройной системой химических элементов, а в итоге она ему просто приснилась (и науке известен ряд подобных случаев). И все мы знаем пословицу: «Утро вечера мудренее». Сон также занимает слишком значительную часть нашей жизни, чтобы полностью игнорировать это время.

Как это бывает у детей?

Дети начинают видеть сны с развитием образного мышления, примерно с 3-х лет.

Сны у детей также бывают самыми разными – приятными, тревожными, спокойными или наполненными действием и образами. Существует ряд психологических методик,как можно работать со снами – как взрослыми, так и детскими. Чаще всего поводом к работе психолога становятся жалобы по поводу повторяющихся или тревожных снов. Такие сновидения обычно и отражают какую-либо аналогичную жизненную ситуацию, которую мозг пытается «доделать» ее во сне. Задача психолога в этом случае – помочь проявить и разрешить проблему, а также проработать чувства беспокойства, страха и пр. С детьми дошкольного возраста психолог обычно начинает работу в присутствии родителей или тех взрослых, которым ребенок доверяет. У ребенка постарше можно спросить, как ему удобнее – с родителем рядом или наедине с психологом.

Что могут делать родители?

Если ваш ребенок видит тревожные сны, вы также можете помочь ему успокоиться, уделив внимание его снам.

Итак, если возникла такая потребность, вот некоторые способы, которые я могу предложить, как работающие в большинстве легких случаев:

***

Например, ваш малыш жалуется, что ему снится, как его пугает большая собака. «Она хотела меня съесть/укусить!» - может жаловаться он. Начнем с простого. В этом случае папа может сказать ребенку, что в следующий раз, когда к нему в сон придет собака, пусть малыш позовет сильного папу, и тогда он прогонит собаку. Можно предложить просто передать собаке от папы большой привет и строгое предупреждение. Сам легкий, но обязательно теплый тон ваших слов может помочь ребенку понять, что родители внимательны к его переживаниям, и все не так страшно. Конечно, полезно будет и посмеяться, представив, как испугается собака такого «привета». Смех растворяет страх, выражая его самым безболезненным способом.

Для некоторых детей папина поддержка так важна, что этого будет достаточно.

На символическом уровне появление угрожающей собаки может означать угрозу в реальности от сверстников, которые кажутся сильнее, или от братьев/сестер, отношения с которыми воспринимаются ребенком как опасные. Если внимательный родитель заметит такую ситуацию, ее негативное развитие можно предупредить.

***

Еще вариант: ребенок просыпается ночью и говорит, что ему снится, что мама «ушла» или «бросила» или он «потерялся». Если это случилось однажды, после похода в цирк или зоопарк, то все объяснимо. Ребенок просто переутомился в толпе людей, а возможно, и правда боялся потеряться.

А вот когда так случается несколько ночей подряд, стоит обратить на это особое внимание. Этот сон может быть симптомом отдаления мамы в реальности, которое малыш переживает, как преждевременное и травмирующее. Или мамино внимание именно в этот период жизни направлено целиком на другие отношения, на карьеру или собственное здоровье. В этом случае мама может найти баланс, при котором ребенку будет достаточно ее любви. При этом с детьми постарше всегда можно договориться: родители могут сообщить о сложностях в семейной жизни, о том, что им важно решить сейчас определенную проблему, и они надеются на понимание своих детей. При этом всегда можно найти минутку, чтобы обнять, поцеловать или сказать: «Я люблю тебя». В этом случае дети чувствуют себя включенными в семейную ситуацию, воспринимают семью и самих себя более целостными и значимыми. При этом ребенок точно узнает, что причина нервозности взрослого – в его взрослых делах, а он, ребенок, по-прежнему любим. Иногда это разделение очень важно.

***

Ребенку помладше в подобной ситуации мать может для начала сообщить,что она никогда его не бросит и всегда останется его мамой. Просто потому, что когда-то она его родила и этого не отменить. Также можно сказать, что, если слушаться и выполнять простые правила, то потеряться довольно сложно. Но уж если ребенок и теряется, потом его найдет милиция и вернет родителям. Такое простое и реальное объяснение может успокоить вашего ребенка. А если тревожные сны повторяются, значит, ситуация зашла чуть глубже.

Тогда можно попробовать проиграть сон, как сказку. Заодно неплохо использовать рисунки, которые есть замечательное средство выражения тревог:

«Мама, мне снится чудовище!».

- А какое оно? А давай нарисуем. А что оно хочет? Зачем пожаловало? А давай скажем ему: «Здравствуй!» - Вдруг оно такое сердитое и страшное просто потому, что с ним никто не дружит? – Давай мы с ним подружимся. И можно будет поиграть. Как бы ты мог с ним поиграть?...

И так далее в том же духе. Так страшная история может превратиться в увлекательную сказку. И заодно сблизить с родителем-рассказчиком.

Вы хотите научится выражать свои переживания и чувства на листе бумаги карандашами, мелками и красками и поделится этим умением со своим ребенком? Приходите на наши посиделки в "Овечке". В Творческой мастерской Екатерины Голуб Вы научитесь делать это легко и с радостью.

***

Также очень интересно проиграть сон как в театре – с помощью реальных действий. Например: «Ты будешь кем – зайцем или лисой?» - ребенок выбирает первый, ориентируясь на ту роль, к которой он готов. Потом вы спрашиваете, что именно делала лиса, что будет делать заяц и – начинаете. Потом можно поменяться ролями, особенно, если ребенок играл более слабого, того, кого преследовали. Вы можете использовать минимальный реквизит – например, плед на плечи для дракона. Да и саму игру необязательно затягивать. Обычно 20-ти минут вполне достаточно… Хотя, конечно, если есть желание продолжать, можно поиграть еще. Игра - древний способ отыгрывать негативные чувства, пробовать в безопасной обстановке новые роли и всячески самовыражаться. В общем, игра не повредит.

Важно, если во сне есть пугающий персонаж, дать ребенку возможность побыть им. Так ресурс страха и силы перейдет к ребенку в естественной и игровой форме. А ребенок может буквально «на своей шкуре» ощутить, что вредный или устрашающий герой из сна хотел только внимания, тепла и проявления.

***

Можно в первые 10-15 минут после засыпания ребенка подходить к нему и нашептывать на ушко что-то позитивное и успокаивающее. В это время психика еще не уходит в «глубокий сон» и мозг восприимчив к подобным посланиям. Например,папа может говорить сыну: ты сильный, я в тебя верю. Или дочке: ты хорошая, я всегда буду защищать тебя. А мама может сказать, что ее ребенок самый любимый итак будет всегда.

Я уверена, что теплые слова есть в душе каждого родителя. Жаль только, если для того, чтобы их произнести, должно произойти что-то особенное…

Внимание к детям – как это работает.

Самое главное для родителей – быть внимательными к своим детям, к их маленьким радостям и горестям, чтобы последние не переросли в реальную проблему. Ведь родительское внимание дети воспринимают как проявление любви.

Не отмахивайтесь от детских рассказов, снов и рисунков, пусть даже и они кажутся вам не слишком важными. Так называемое «активное слушание» уже является простой психологической техникой, дающей возможность ребенку выразить чувства беспокойства, страха, напряжения и освободиться. В роли такого слушателя родитель в основном смотрит ребенку в глаза, физически находясь на его уровне, переспрашивает в неясных местах и полностью со-чувствует рассказчику.Причем дети чувствуют фальшь: если вам неинтересно слушать «почему кукла не хочет спать», а вы, изображая внимание, слушаете скорее телевизор, не удивляйтесь обратному эффекту. Может быть так, что через несколько лет, на ваши вопросы, как дела, ребенок отмахнется и скажет: «тебе же все равно неинтересно»… 

Ваше внимание и тепло к детям важнее новой игрушки, развивающих занятий или отпуска у моря. Когда каждый день ребенок знает, что для него есть время (пусть даже 15 минут!) когда он будет выслушан и понят, тогда и появляются силы и терпение, чтобы позволить маме делать домашние дела, или дождаться папы с работы. И тогда наши дети действительно верят, что все будет хорошо.

Тогда, даже если страшные сны приходят к вашему ребенку, вы сможете вовремя поддержать и успокоить его. Зачастую этого достаточно.

Арина Покровская, психолог и правозащитник

Об авторе

Арина Покровская, психолог, автор и ведущая психологических тренингов, правозащитник.

Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Работает с подростковыми и детскими проблемами. Интересы в сфере психологии: развитие межличностных отношений, психология достатка, работа с бесплодием, психосоматические заболевания, жизненные кризисы и ресурсы самого человека в перечисленном. Верит, что из любой ситуации всегда есть выход.

Сайт: a-pokrovskaya.ru

Назад

Наверх