03.04.2008

Год без Китая

Чем придется пожертвовать, если покупать отечественное.

Иван Филиппов, Василий Кашин

Ведомости 16.07.2007

Без китайских товаров про­жить в принципе можно, но очень неудобно. К тако­му выводу пришла амери­канская журналистка Сара Бонджорни, автор книги "Год без Made in China". Рос­сийские потребители от Китая зависят меньше, чем американцы, - они пока менее интересны китай­скому производителю.

Эксперимент, послуживший материалом для книги, продлил­ся год (в 2005-2006 гг.), в нем участвовала сама Бонджорни, ее муж и двое их детей. Она пишет, что через 10 лет не рискнула бы повторить этот эксперимент - потому что с каждым днем жить без китайских товаров становится все труднее и дороже.

Например, попытка купить четырехлетнему сыну некитайс­кие кроссовки обернулась двух­недельной гонкой по магази­нам. Везде были кроссовки Made in China на любой вкус за $15. "Я обошла и обзвонила десят­ки магазинов от Монтаны до Пенсильвании - безуспешно, - пишет Бонджорни. - Как объяс­нил мне владелец обувного мага­зины из Айовы, детские кроссов­ки не шьются в США с 1960 г.". Ее сыну достались итальянские кеды за $68.

Солнцезащитные очки? Толь­ко китайские, стоят $10-15. Несколько месяцев поисков, и Бонджорни нашла единственно­го американского производите­ля: очки -1150.

Настольная лампа или кар­тридж в принтере? "Еще 10 лет назад только в Южной Кали­форнии было около 40 компа­ний, производивших настоль­ные лампы. Сегодня их четыре во всей стране, - ужасается Бон­джорни, - а все без исключения картриджи сделаны в Китае".

Елочные украшения на Рож­дество, американские флаги и сувениры в честь Дня независи­мости, пасхальные яйца - ниче­го этого США больше не про­изводят, все китайское, пишет Бонджорни, оттуда же прихо­дят наклейки с патриотически­ми лозунгами "Никогда не забу­дем 11 сентября!" и "Поддержим наших солдат!".

За исключением датских конструкторов Lego все осталь­ные игрушки, включая Вагbie и все машинки, сделаны в Китае. Там же производятся все виде­оигры, плейеры iPod, пляжные полотенца и шлепанцы, запчас­ти для бытовой техники, продол­жает список Бонджорни.

"Навсегда отказываться от китайских товаров непрактично, - подводит итог Бонджорни, - иначе мы никогда больше не смо­жем купить мобильный телефон, водяной пистолет и телевизор".

В 2006 г. США импортиро­вали иностранных товаров нак книге Бонджорни экономист Commerce Bank Джоэль Нарофф. По сравнению с ВВП США ($13,2 трлн в 2006 г.) и объемом потребительских расходов американ­ских граждан ($9,2 трлн) доля китайских товаров выглядит не так внушительно. "Может даже показаться, что прожить без китайских товаров просто, но в реальности, особенно для малообеспеченных семей, это не так", - заключает он.

Зависимость российских пот­ребителей от китайских това­ров американских масштабов пока не достигла, уверены эко­номисты. По данным Федераль­ной таможенной службы, КНР в 2006 г. была четвертым по зна­чению торговым партнером России. В 2006 г. российский импорт из Китая вырос на 79% и составил $12,89 млрд (общий объем российского импорта в 2006 г. - $137,547 млрд). Китай же поставил России в прошлом году машин и оборудования на $1,56 млрд, бытовой электротех­ники, электроники и телеком­муникационного оборудования на $2,156 млрд, транспортных средств - на $585 млн.

По данным директора по свя­зям с общественностью Ассоци­ации торговых компаний и товаропроизводителей электробыто­вой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, 80-90% российского рынка элект­ротехники занимают китайские товары. По оценке пресс-секре­таря "М.Видео" Надежды Киселе­вой, около трети продаваемых в сети мобильных телефонов сде­ланы или собраны в Китае.

Чисто теоретически российс­кий потребитель может отказать­ся от сделанных в Китае товаров, но найти им альтернативу у него не получится, считает Гуськов.

Более 80% американско­го рынка игрушек произве­дено в Китае; в России аналогичная ситуация, утверждает директор по информационной политике и коммуникациям ГК "Детский мир" Александр Барха­тов, и это общемировая тенденция: дешевизна рабочей силы и значительный технологический рывок китайских предприятий продолжают соблазнять транс­национальных производителей, а отпускные цены - посредни­ков и ритейлеров.

О засилье китайцев на рос­сийском потребительском рынке пока говорить нельзя, счита­ет Александр Морозов, главный экономист HSBC: китайские про­изводители преобладают в отдельных товарных группах - таких как одежда и обувь.

Для   большинства  крупных китайских  компаний  россий­ский рынок не приоритетный, поэтому и представлены здесь китайцы меньше, чем в США, заключает Сергей Горелов из экспертного центра Chinacom.

Назад

Наверх