06.03.2008

Игрушка вчера, сегодня, завтра…

“Игрушка – зеркало жизни”

 Н.Д.Бартрам, художник и исследователь

Игрушка – ровесница человечеству. Среди трофеев археологических раскопок всегда увидишь игрушки. Они трогательны в своей непосредственности и беззащитности. Глядя на них, особенно остро ощущаешь, как быстротечна жизнь, как хрупок человек и мир вокруг него. Но есть вещи, явления и понятия, не подвластные времени. И среди них – детская игрушка.

Среди игрушек, собранных в коллекции археологами, нет ни одной, которая бы не имела двойника в современном мире игр. Это заметил еще психолог и педагог Е.А.Аркин. Исследуя игрушки и игры народов, стоящих на разных ступенях развития он заметил, что “у народов, отделенных друг от друга огромными пространствами, игрушка остается все той же неувядаемой, вечно юной, и ее содержание, ее функции остаются теми же у эскимосов и полинезийцев, у кафров и индейцев… Этот факт говорит о поразительной устойчивости игрушки, следовательно, той потребности, которую она удовлетворяет, и тех сил, которые ее создают”. Ученый выделил “изначальные” игрушки, которые отвечают каким-то неизменным природным особенностям маленького ребенка, которые практически не меняются от эпохи к эпохе у разных народов. Это группы звуковых (бубенцы, погремушки, трещотки), двигательных (мяч, волчок), образных (изображение животных, куклы) игрушек.

В этих простых игрушках, будь то экспонаты музея или их современные близнецы, всегда подкупает их простота и искренность, тепло, которое они несут в своих простых формах и материалах.

Как и сейчас, первой игрушкой ребенка древности была погремушка. У нее было важное предназначение – не допустить злых духов к колыбели. Потом наступал черед игрушкам образным. Деревянные фигурки коров, крокодилов и тигров были найдены в Египте. Они датируются III в. до н.э. Примерно к этому же времени относятся и первые механические игрушки, изображавшие простые действия.

Самой любимой игрушкой детей в Древней Греции были деревянные или глиняные кони и куклы…

Деревянные игрушки Grimm's (Германия)

Отечественные деревянные игрушки "Царицынская игрушка"

Изначально игрушка, как и одежда, была индивидуальна. Ее делали для конкретного ребенка или детей одной семьи с особой тщательность и любовью.. Она переходила от старшего к младшему. А иногда и от матери к дочери или от отца к сыну.

Игрушка не была массовой вплоть до 16-17 в. Только к концу 18- началу 19 в. производство игрушек стало отраслью индустрии, и игрушка стала предметом торговли. Самыми известными центрами производства были Нюрнберг, Страсбург, Лимож.

Но еще долго, наряду с промышленным производством, существовало кустарное изготовление игрушек, особенно деревянных.

Спрос на игрушки связывают с ростом городов. Городской ребенок ограничен в свободе передвижения и в выборе игр. А работающие взрослые могут позволить себе купить забаву для малыша.

Постепенно ассортимент производимых игрушек становится все разнообразнее, появляются новые материалы и технологии. Торговля ими становится прибыльной.

С 20-х годов 19 в. стали производиться игрушки из папье-маше, и к концу века более 7 тыс. разнообразных игрушек производилось из бумажной массы. С этого времени постепенно уходит в прошлое традиционная народная игрушка.

Игрушка из детства человечества

Народная игрушка проста и выразительна. Исторически она формировалась в период, когда интересы взрослых и детей были близки, а творчество имело много общих черт.

Через эту игрушку передается ребенку огромная теплота и ласка взрослого, его любовь, забота и уважение к маленькому человеку. Ее незамысловатость, лаконичность форм дает простор игре и творчеству, открывает ребенку мир.

Она обладает всеми свойствами, которые предъявляют современные педагоги и психологи к детской игрушке.

Игрушка проста. Часто родителям кажется, что чем сложнее игрушка, чем больше у нее больше свойств и качеств, чем она интереснее и полезнее для ребенка. Но это заблуждение. Предмет, являющийся игрушкой, должен обладать одним, понятным ребенку, назначением.

Игрушка стимулирует активные действия ребенка. И чем больше разнообразных действий можно совершить с одним предметом, тем более привлекателен он для ребенка. А так как игра - это, прежде всего, условности, разнообразные образы, то чем более абстрактен предмет, тем больше его потенциал для игры. Незавершенность игрушки, ее недосказанность открывает простор к ее усовершенствованию и дополнению. Чем больше различных игровых комбинаций можно составить с этой игрушкой, тем она ценнее и ближе для ребенка.

Игрушка поощряет самостоятельность в познании. Доступная и понятная игрушка позволяет ребенку обрести уверенность в своих силах, помогает ощутить себя личностью. Она совмещает в себе свойства, уже знакомые ребенку, и содержит что-то новое, неизведанное, что еще только предстоит освоить малышу. Но в самой игрушке заключена “подсказка”, которая подтолкнет ребенка к правильным действиям с игрушкой (пирамидки, матрешки).

Игрушка этична и эстетична. Она не вызывает недобрых чувств. Она красива в своей естественности и простоте.

Игрушка прочна и безопасна, поскольку сделанная из натуральных материалов, не содержит токсичных красителей, мелких деталей.

Выбор игрушки за родителями. Но хотелось бы, чтоб особый возраст ребенка – младенчество – прошел в окружении полезных, красивых и безопасных игрушек.

Арина Федосова

 

Назад

Наверх