Как пеленали и одевали малыша русские крестьяне

Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Большие семьи русских крестьян не были исключением. Детей с нетерпением ждали, гадали, кто родится, готовили приданое, приглашали повитуху…

После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место, завернутое в холщовую тряпицу, в каком-нибудь углу избы; потом обмывала новорожденного теплой водой из чана, на дне которого были серебряные деньги, обрезала и перевязывала пуповину суровой льняной ниткой. Чтобы ребенок был спокойным, хорошо спал, сразу после рождения повитуха заворачивала младенца в отцовскую или материнскую рубашку. Потом при пеленании вместо свивальника использовались мягкие ношеные шерстяные или ситцевые лоскуты. Пеленание успокаивало дитя, не давало ему возиться и «лягаться», мешая самому себе.

Время первого укладывания в колыбель зависело во многом от условий проживания семьи, количества детей, спокойствия малыша. Во многих семьях не клали ребенка в колыбель до совершения над ним таинства крещения. Колыбель делали из дерева, которое тщательно выбирали. В каждой губернии были свои предпочтения. Так, жители Псковской губернии делали ее обязательно из ели, в Ярославской - из березы или ели. Определенное дерево нужно было выбрать и для очепа - жердочки, на которую вешалась люлька. В Новгородской губернии его делали из березы, а в Архангельской - из сосны. В качестве подстилки в люльку клали солому. От света и насекомых колыбель закрывали пологом из ситца или коленкора. Ребенку стелили перинку, набитую сеном, клали небольшую подушечку, холщевые простыни, ситцевое или собранное из разноцветных лоскутков одеяло.

В приданое малыша входили, кроме свивальней, холщовые пеленки, ситцевые или коленкоровые “ризки” (распашонки), сорочки, пояски, нагруднички и чепчики. Сорочки делали обычно из белой кисеи, коленкора и миткаля, ситца преимущественно розовых цветов. Кисейные, коленкоровые и миткалевые рубашки обшивали ленточками – голубыми для мальчиков и розовыми для девочек. В эти рубашки малыша наряжали по праздникам. Ситцевые же использовали по будням. Поясами для детей служили обыкновенные тесемки или самодельные, сплетенные из красных шерстяных ниток шнуры; пояс надетый на ребенка при рождении или, что было чаще при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Иногда носили два пояса: один , данный при крещении, надевался под одежду, на голое тело, второй – поверх одежды. Самым главным был тот, который скрывали под одеждой. Именно пояс, который повязывали младенцу, вне зависимости от того, был ли это широкий пояс- свивальник или просто льняная нить, вводил только что появившегося маленького человека в мир людей, в пространство культуры.  

Менять одежду ребенку полагалось каждый день, купали же малыша в русских семьях в течение первого месяца 1-2 раза в неделю, до года - 2-3 раза, а после года - один раз в неделю. Каждый день просушивали и проветривали его постель.

Едва ребенок начинал ползать, а затем и ходить вдоль лавки, мать , сестра или бабушка шили ему одежду, как правило, не из нового, а из старого, мягкого и обношенного. Одетый как взрослый, ребенок и жить старается как взрослый. Учится радоваться подарку, привыкает к бережному, любовному отношению к одежде. В больших семьях обновы вообще были не очень часты. Одежда (реже обувь) переходила от старшего к младшему. Донашивание любой одежды считалось в крестьянской семье просто необходимым. То, что было не очень нужным, обязательно отдавали нищим. Выбрасывать считалось грехом, как и покупать лишнее.

Чаще всего детская одежда и обувь повторяла взрослую. Ребенок, одетый по-взрослому с точностью до мельчайших деталей, вроде бы должен вызывать чувство комического умиления. Но в крестьянской семье никогда не фамильярничали с детьми. Одинаковая со взрослыми одежда, одинаковые предметы (например маленький топорик, маленькая лопатка или тележка) делали ребенка как бы непосредственным и равноправным участником повседневной крестьянской жизни. Чувство собственного достоинства и серьезное отношение к миру закладывались именно таким образом и в раннем детстве, но это отнюдь не мешало детской беззаботности и непосредственности. Для детской же фантазии в таких условиях открываются добавочные возможности.

Авторы:  Арина Федотова, Елена Дранова

В тексте использованы материалы из книг :

В.Белов «Повседневная жизнь русского Севера»

С.В. Горожанина, Л.М.Зайцева «Русский народный свадебный костюм»

Назад

Наверх