Деревянный пазл "Бабочка". Рекомендации детских психологов.

Перед Вами необычайно красивая деревянная игрушка - большая тропическая бабочка, в которой таятся безграничные возможности для игры. Это оригинальные деревянные кубики, и мозаика, и строительный материал, и очень трудная головоломка.

Для двух-трех летнего малыша это кубики. И не просто кубики, а замечательные деревянные кубики для разных исследований. Ведь когда у кубика есть две параллельные грани, а остальные поверхности изогнуты, строительство становится увлекательным исследованием. Любимое занятие всех маленьких детей – строительство башни – может наполниться увлекательными открытиями. Удивитесь вместе – «кубик» раз, «кубик» два, «кубик» три – вот поставили – башенка растет, еще немного и башня опасно накренилась. Как же дальше пристроить кубик, чтобы не дать ей упасть?

Поначалу дети составляют детали, не обращая внимания на особенности граней. Но именно то, что детали не имеют геометрической правильности, и заставляют ребенка внимательно присматриваться, «прислушиваться» к материалу.

Четырех-пяти летние дети уже готовы сами с собой соревноваться – все выше и сложнее башня. Все более сложно поддерживать равновесие.

Если «кубик» лежит на одном боку – он устойчив, а поверни его на другой бок – «кубик» качается. Почему так? Рассмотрите вместе. Обратите внимание малыша, что одна грань плоская, а другая изогнутая. У всех кубиков это так?

Поиграйте с ребёнком в игру: «на что это похоже?» Неопределенность и ассиметричность деталей может вызывать в детском воображение самые разные ассоциации: дети могут узнавать в формах знакомые объекты (качели, машинка и т.п.) и предметы окружающего и животного мира (уточка, мышка и т.п.). Это увлекательное занятия развивает фантазию и творческое воображение.

Все элементы игрушки окрашены в приятные цвета (цвета радуги и переходные оттенки), которые хорошо сочетаются друг с другом. Поэтому играя с игрушкой как с мозаикой, ребенок имеет возможность экспериментировать с сочетаниями разных цветов, что способствует развитию художественного воображения, эстетического чувства, чувства цвета.

Разнообразие форм позволяет рисовать картины, делать составные скульптуры – вот человечек, а вот жук, а вот теремок. Для трех-четырех-летнего малыша это чудо, которое можете подарить Вы. А пяти-семи летним детям стоит только показать, как они с удовольствием подхватят и сделают такое, что вам и не представить. Из ее великолепных красочных элементов можно создавать любые мозаичные картины и конструкции. На плоскости это узоры, цветы, фигуры животных, птиц, насекомых и т.п. А в объеме могут рождаться самые неожиданные фантазийные постройки, домики и здания, элементы ландшафта и т.п.. Прикладывая, соединяя, накладывая элементы мозаики друг на друга малыш оказывается вовлечен в творческий процесс самим материалом.

Кроме того, это головоломка, которая развивает наглядно-образное и логическое мышление. Сложность форм отдельных деталей и их большим количество делает собирание бабочки очень сложной задачей. Попробуйте сами и заметьте, сколько времени потребуется Вам, чтобы собрать бабочку. Обратите внимание, с какими трудностями Вы встретитесь при подборе и компоновке элементов.

Таким образом, набор становится бесценным материалом для конструирования, творческого экспериментирования и складывания мозаики, создания плоскостных и объемных фигур, построек, а также в качестве предметов-заместителей т.п. Такое многообразие деятельности делает игрушку востребованной на протяжении долгого времени.

Сложность выполняемых действий варьируется от элементарного конструирования из 2-3 деталей (возможного уже в 2-х-летнем возрасте) до сложной головоломки, которой является собирание пазла «Бабочка», что доступно лишь в школьном возрасте.

Материал стимулирует к анализу физических свойств элементов мозаики (больше/меньше, легче/тяжелее, устойчивый/неустойчивый и т.п.), способствует исследованию разных физических закономерностей (равновесие, трение и т.п.). Элементы мозаики можно использовать во время игр на классификацию и сериацию по цвету, размеру (большой–маленький, короткий–длинный).

Такая деятельность развивает воображение, наглядно-действенное и образное мышление, зрительно-двигательную координацию, моторику пальцев рук. Создание объемных (возвышающихся) конструкций развивает пространственное восприятие и мышление, стимулирует к анализу физических свойств элементов мозаики (больше/меньше, легче/тяжелее, устойчивый/неустойчивый и т.п.), способствует исследованию разных механизмов (равновесие и т.п.), что развивает логику и познавательные способности ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ составлены по результатам проведения психолого-педагогической экспертизы деревянных игрушек Grimms (Гримс) НМЛ «ЦЕНТР ИГРЫ И ИГРУШКИ» при московском городском психолого - педагогическом университете (департамент образования г. Москвы). По результатам экспертизы игрушке присвоен Знак качества "Детские психологи рекомендуют"

Назад

Наверх